alexgru: (я)
[personal profile] alexgru
Лёг снег на дороге — пора постить фоточки в блоге! (русская народная пословица) А чем ещё заняться, если темень вечером, того гляди ноги переломаешь на льду, а бассейн закрыт по причине, известной только директору бассейна? Рассказывать про тепло, про отпуск, про страны, где пределом мечтаний человека не является тулуп из дохлых зверушек (хотя именно в данной стране эти тулупы шьют в промышленных масштабах, в качестве издевательства, что ли?).

Итак, рассказывать буду про Грецию, остров Крит, и для начала маленькая предыстория. В этом году в отпуск собирались долго и мучительно, в результате мужа завалили работой, а мы со старым другом Кириллом схватили горящие путевки по смешным ценам и улетели прямым рейсом из Нижнего Новгорода в Ираклион. В качестве базы выбрали посёлок Георгиуполи, равноудалённый от Ханья и Ретимно — двух прекрасных древних городов Крита. В отеле мы планировали исключительно ночевать (отзывы о Fereniki Resort & Spa достойны отдельного рассказа, эта резервация руссо-туристо облико морале спровоцировала немало истерик в разделах отзывов сайтов бронирования), но нам достался чудеснейший двухкомнатный номер, поэтому проживать было исключительно комфортно. Итак, ниже непристойное количество фотографий (сорок, кажется), но моя рука не поднимается выбросить даже одну, ибо выстраданы. Поехали?

Самарийское ущелье, Крит. Греция 2016

Программа развлечений была отдана мне на откуп, поэтому я развлекалась, как могла. Скачала фильмы про Крит, путеводители, карты и даже приложение для смартфона. Прилетели довольно поздно вечером, заселились, быстро поели и в кромешной тьме искупались в море. На пляже мы были в гордом одиночестве, только издалека доносилось довольное хрюканье свежеприбывшего стада у бара нашей отельной столовки. Оно и к лучшему.

Первый день после прилёта, как водится, был посвящен знакомству с окрестностями, акклиматизации и встрече с гидами. Не сходить на встречу с гидами — значит упустить отличный повод поржать и потроллить. Когда на глазах у изумлённой публики впаривают копеечные неинтересные экскурсии по цене Боинга, рассказывают про эксклюзивные страховки на арендованные машины, которые позволяют пьяными улетать в пропасть и не платить за это ни копейки, когда лицо гида похоже на лицо твоей первой учительницы Тамары Васильевны, укоризненно рассказывающей несмышлёнышам-первоклашкам правила пользования туалетом, невольно начинаешь прыскать в кулак, пытаясь сохранить серьёзную мину. Впрочем, и на этих встречах иногда можно купить неплохие экскурсии по цене, не сильно отличающейся от средней по городу, главное — в принципе знать уровень цен, а мы, разумеется, знали.

После встречи решили прогуляться до озера Курнас — самого большого пресноводного озера Крита. Глубина озера до 25 метров, а берега покрыты толстым слоем белой глины, источающей при погружении запах сероводорода. Вода здесь действительно кристально-чистая, но сам вход... Представьте, что вы погружаетесь по колено в белый ил, вода тут же становится молочно-белой, а запах! При этом заход довольно долгий, на фотографиях чётко видна разница между глубиной и отмелью, поэтому купаться гораздо лучше в середине озера, а попасть туда просто — на катамаране. Что мы, разумеется, и сделали. Спрыгнуть спрыгнули, а вот обратно забраться я не смогла, на катамаране оказалась сломана ручка, а демонстрировать чудеса акробатики со свежеотремонтированным коленом я не рискнула, пришлось плыть до противоположного берега. На противоположном берегу я провалилась в ил уже по пояс, пришлось по-пластунски влезать на катамаран, короче, было весело:)

Чем ещё здесь заниматься, ума не приложу. На берегу почти нет растительности, есть пара кафешек, можно обойти вокруг озера. А ещё сюда ходит экскурсионный паровозик из Георгиуполи, мы же эти пять километров весело прошагали пешком по дороге.

На обратном пути встретили вот такой мото-девайс, если я не ошибаюсь, это инвалидная коляска. Инвалидная. Коляска. И чувак в ней. Это очень круто.

По возвращении пошли в местное экскурсионное бюро "Спиридон Турз", монополисты на Крите. Нашей задачей было попасть в Самарийское ущелье. Дело в том, что увидев его в фильме, я просто влюбилась, но сезон походов туда заканчивался 14 октября, мы же прибыли 11-го, то есть у нас было буквально два дня. Нет, конечно ущелье никто не закроет просто так, закрытие связано с сезоном дождей, когда находиться там попросту небезопасно, но мы решили не тянуть. Русские туроператоры (Пегас, не к ночи будет помянут) не предлагали туда экскурсии вообще. В конце вы поймёте, почему:) В офисе мы оформили бумаги за пару минут, тут же предварительно договорились об аренде машины на последующие дни. Боже, как же было стыдно, когда каждый второй грек, услышав наш бодрый английский спрашивал, откуда мы, а узнав, что русские, всплескивал руками и говорил, что чуть ли не впервые видит англоговорящих русских. Стыд, какой стыд.

В семь утра, ещё затемно, нам предстояло ждать группу на остановке общественного транспорта у федеральной трассы, проходящей по всему острову. Нас встретила восхитительная Мэкки, дама лет пятидесяти пяти или шестидесяти, впрочем, точно не могу сказать. В группе было человек десять немцев, пара англичан и мы, микроавтобус мчал нас сначала по трассе, потом свернули в горы. Через полтора часа с перерывом на десятиминутную остановку мы прибыли ко входу у поселка Омалос, что на высоте 1250 метров над уровнем моря. Зарегистрировавшись и получив на руки билеты, мы приступили к спуску. Билеты нам предстояло сохранить до конца пути, но не для того, чтобы на выходе оштрафовали безбилетников, а для того, чтобы к вечеру пересчитать, все ли дошли до конца ущелья.

На спуске открывались такие виды, что срывало крышу. Эта синяя дымка вдали — не ошибка в настройках фотоаппарата, это именно то, что видит глаз. Поначалу спуск кажется совершенно безобидным, ты практически беззаботно спускаешься вниз, открыв рот и делая сто тысяч кадров в минуту. Ты идёшь. идёшь, идёшь. Полный трек занимает тринадцать километров, ерунда, пустяшное расстояние для нас, гуру хождения ногами, да мы и по 25 хаживали!

Самарийское ущелье, Крит. Греция 2016

Растущие на отвесных скалах деревья кажутся игрушечными издалека, когда же по приближении ты видишь вековые сосны, невольно испытываешь благоговение перед такой мощью природы.

Это не забор, стоящий на земле, это — забор, висящий над головой. И камни, которые могли бы прилететь прямо в черепушку.

Сама природа создала лучший свет в этом ущелье, солнце заглядывает между скал и освещает именно то, что нужно и когда нужно. Это безумно красиво.

Самарийское ущелье, Крит. Греция 2016

Мы уже знали, что на шести-семичасовой поход не нужно брать море воды, по всему ущелью текут родники, вода питьевая и очень вкусная. Оборудовано порядка пяти стоянок, где есть вода, скамейки и туалеты. До начала экскурсии (трудно это назвать экскурсией, никто не идёт и не рассказывает тебе, что происходит, по сути ты покупаешь просто трансфер) Мэкки нам поведала, что каждый гид жутко боится, что с его подопечными может что-то случиться.

Если, упаси Господи, кто-то подворачивает ногу, получает тепловой удар, сердечный приступ и так далее, вывозят его на этих мулах. Или, как сказала Мэкки "mule is not a taxi, it's an ambulance". В самых серьёзных случаях вызывают вертолёт.

Зная мою пламенную страсть подворачивать ноги, шла я исключительно осторожно, тропинка была очень неровная, много камней, точнее, одни камни и были.

В заповеднике запрещено нарушать ландшафт, но кто-то первый подставил палку под этот камень и понеслось. Считается какой-то хорошей приметой, получилось своеобразное капище.

Самарийское ущелье, Крит. Греция 2016

И ещё одно, где пирамидками уложены тысячи камней. И тут выхожу я, вся в красном. Ну штаны и лицо точно.

Шли мы шли, шли мы шли, уже морально готовились выходить из ущелья, как увидели цифру "1". Мы сначала не поняли, что это за знак, потом мееееедленно до нас дошло — мы прошли один километр. Один чёртов километр! А у нас уже жопные мышцы отваливаются и коленки дрожат. Даже поплохело мне немного. Но делать нечего, пошли дальше.

Кто бы мне сказал, что я возненавижу спуски. Как мне хотелось птицей карабкаться наверх, но нет, мы шли и шли вниз. И пришли. Сначала мы даже не поняли, куда идти, потом кое-как разглядели тропку и пошли по ней. Кучно шедшие вверху туристы постепенно рассредоточились по ущелью, самые бравые ускакали вперед, кто-то не торопясь плёлся сзади.

Самарийское ущелье, Крит. Греция 2016

Агиос Николаос, церковь Святого Николая. Крошечная.

Очень простой иконостас, но очень милый. Постояли немного и пошли дальше.

Иногда переходили через небольшие ручейки, превращающиеся в бурную реку в сезон дождей. Окунать ноги в них запрещено, а вот умываться — запросто.

Самарийское ущелье, Крит. Греция 2016

Коряга, похожая на череп единорога. Правда, с меня высотой)

Девчушка в шортах — наша Мэкки. Да, и у нас были бы такие ноги, если бы мы трижды в неделю покоряли Самарийское ущелье. Гид всегда идёт последним, следя, чтобы в его группе никто не отстал. Мэкки иногда опережала группу и сидела ждала на лавочке остальных, курила.

Дикие козочки кри-кри, очаровательнейшие создания. Совершенно не пугливые, но видели мы их в количестве пяти, кажется, особей только на одной стоянке.

О маршруте: около четырёх километров от входа тропа идёт вниз и это самая зверская часть пути. Только кажется, что спускаться проще, чем подниматься, увы, это не так. Тропинка неровная, выложена обычными камнями, приходится оценивать каждый шаг, чтобы не подвернуть ногу. К тому же, в случае чего полетишь ты вниз, а не просто разобьёшь коленки о соседнюю ступеньку. Справа отвесные скалы, шаткий забор с верхних картинок удержит разве что ребёнка. Через пару километров ноги начинают подламываться, поэтому, когда доходишь до низа, хочется веселиться. Но не тут-то было. Дальше тропа идёт вверх и часть ущелья ты идёшь не по его дну, а по его стене, потом снова спускаешься вниз и только потом начинается относительно ровная дорога.

Самарийское ущелье, Крит. Греция 2016

Загадочные луковицы, кто-то знает, что это? Сантиметров десять в диаметре.

Деревня Самария находится примерно в середине пути, тут тоже можно найти туалет, воду, посидеть отдохнуть. К поселению ведёт мост, а под ним русло реки, по людям слева можно оценить масштаб. Да, в сезон дождей здесь не так приветливо.

Сидишь в тени и любуешься дикими гранатами.

Самарийское ущелье, Крит. Греция 2016

После Самарии дорога уже не скачет вверх-вниз. Она просто идёт по ущелью. Вокруг скалы и растущие на них деревья.

Вот он, Большой Самарийский проспект. На лабутенах на и в офигительных штанах (напевая на последнем издыхании)... Камни под ногами становятся крупнее, средний с голову величиной.

Вместе весело шагать по просторам! Пока шли, пара камешков сорвалась с высоты. Сказать, что звучит страшно — ничего не сказать. А идти приходится прямо под скалами.

Самарийское ущелье, Крит. Греция 2016

Вот так выглядит хороший, утоптанный участок пути. Скалы здесь тоже голубоватого оттенка, очень интересный эффект.

Какие-то головастики с копеечную монету величиной.

И это тоже тропинка. Местами вообще сложно понять, где идти, приходилось перелезать через валуны где придётся.

Самарийское ущелье, Крит. Греция 2016

Мост, просто мост. Но вообще-то можно было и по воде пройти:)

Справа русло реки, мы шли по левому краю.

Не хотела бы я застать здесь землетрясение:) А впереди ждали Железные ворота, скалы, расстояние между которыми не превышает по разным оценкам от полутора до трёх с половиной метров. Говорят, именно здесь один человек с пулемётом сдерживал целую армию, турецкую, кажется. В реальности ширина метра три, но вверх уходят такие высокие скалы, что впечатление на всю жизнь.

Самарийское ущелье, Крит. Греция 2016

На последнем издыхании перешли через мост и двинулись в сторону моря.

Сдавшись на выходе рейнджеру, рухнули без сил в кафе, взяли по стакану свежевыжатого апельсинового сока и ненадолго умерли. На наши трупы презрительно смотрел местный котик. Правильно, он же не такой идиот, чтобы тринадцать километров по скалам сайгачить.

Выход из ущелья находится в двух километрах от деревни Айя Румели, где нас должен был забрать паром до дома, дело в том, что из Айя Румели нет выхода в цивилизацию, кроме как на пароме или обратно по ущелью. Идти ещё два километра я уже не могла, поэтому за два евро мы упали в микроавтобус и поехали в сторону людей. Реклама как бы намекает: еда, вино, девки, погремушки — и все прямо сейчас!

Самарийское ущелье, Крит. Греция 2016

В деревне сели  в кафе, где договаривались встретиться с Мэкки, я заказала горный чай. Это такой местный специалитет, по одной версии его заваривают из травки под названием железница, по другой — из критской душицы. Но чай вкусный. Кирилл пошел купаться, я же купальных принадлежностей не взяла, увы.

Очень скоро пришло время загружаться на паром, их было два и шли они в разных направлениях. Битком.

Мы уже отчаливали, когда увидели двух бегущих со стороны ущелья людей, они, видимо, пошли пешком и не рассчитали время. Увы, но остались они на берегу. Ничего страшного в этом не было, поскольку в деревне сдаётся много комнат по цене от 20 Евро, да и в случае отсутствия денег переночевать можно и на берегу, тепло.

Самарийское ущелье, Крит. Греция 2016

В этот день мы видели много людей самых разных возрастов, национальностей и комплекций. Объединяло всех одно: никто не подошел к покорению ущелья легкомысленно. Большинство шло вот в таких трекинговых ботинках, как на фото ниже, часть в хороших кроссовках, как у нас, лишь крошечная часть юнцов самого беззаботного возраста шла в кедах.

На пароме царил настоящий дух единения, люди фотографировались, улыбались, вытягивали уставшие ноги и были абсолютно счастливы. "We survived Samaria gorge!" — так было написано на сувенирных футболках, продававшихся в деревне. Да, мы прошли через это. Для меня лично это был настоящий вызов, некий рубеж, который я перешла спустя год интенсивных занятий спортом, да ещё и после лечения колена. Я осилила, я не сдалась. Сейчас, спустя месяц с лишним, я пишу этот пост и понимаю, что я сделала бы это снова.

Над морем висела дивная луна, мы зашли в ещё одну маленькую бухту и поплыли в сторону Хора-Сфакион, посёлка, откуда автобус нас должен был доставить домой (боже, всего второй день, а мы уже говорили "домой" про Георгиуполи, вот что значит наше место).

Кто найдёт на снимке ниже одну весьма занимательную деталь? Речь про остров на переднем плане и смотреть, разумеется, нужно в большом разрешении. Качество, конечно, так себе, но я эту деталь заметила только дома.

Самарийское ущелье, Крит. Греция 2016

Вишенкой на торте стала это простая незамыловатая афиша на борту нашего парома: вертикальный забег в Сфакии. То есть они по этим горам ещё и бегают!

Солнце нехотя уходило за горизонт, а нас уже мчал домой микроавтобус с весёлой Мэкки, рассказывающей про свою работу, про туристов, про то, что у неё завтра выходной и как клёво будет отдохнуть. Ну ещё бы, уж мы-то в это верили как никто другой!

Вот такой получилась часть первая. Как думаете, почему же наши туроператоры не предлагают это улекательнейшее приключение? Ответ довольно очевиден, правда? А те, кому действительно хочется увидеть этот уникальный природный заповедник, обойдутся и без посредников.